Что необходимо знать при покупке школьной формы

Любая школьная форма перед тем, как попасть в продажу, должна пройти сертификацию. Этот порядок установлен техническим регламентом Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее – Регламент). Одежду проверяют на ряд показателей, таких как гигроскопичность, токсичность, воздухопроницаемость, некоторые другие.

Многослойная история

Согласно регламенту, вся одежда подразделяется на три категории: одежда и изделия 1-го, 2-го и 3-го слоев. 122.png

·         Одежда и изделия 1-го слоя — это те, которые непосредственно контактируют с кожей. То есть, нательное белье, чулочные и носочные изделия, головные уборы.

·         Одежда и изделия 2-го слоя имеют ограниченный контакт с кожей. К ним относятся платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, свитеры, джемперы, костюмы без подкладки, зимние чулочно-носочные изделия.

·         Одежда 3-го слоя — это пальто, полупальто, куртки, плащи и костюмы на подкладке.

Предметы школьной формы относятся преимущественно к одежде 2-го слоя, хотя если для мальчика вы выбрали костюм с подкладкой, это будет уже одежда 3-го слоя, а чулки или колготки девочек относятся к 1-му слою.

Для каждой из этих категорий изделий есть определенные критерии, которым они должны соответствовать. Все показатели можно посмотреть в техническом регламенте. Но важнее при покупке проконтролировать, что одежда имеет соответствующий сертификат. У родителей нет возможности точно определить безопасность формы «на глаз», поэтому в данном случае лучше полагаться на соответствующие документы. Они являются гарантией того, что одежда не причинит вред ребенку и ему в ней будет комфортно. Однако знать о том, какими качествами должны обладать ткани для детской одежды, полезно. Иногда можно без экспертизы определить, что школьная форма выполнена с нарушениями требований — например, если в ней слишком мало натуральных материалов.

Какие параметры оцениваются при сертификации?

Гигроскопичность — это способность ткани выбирать влагу из воздуха. Для одежды это один из основных гигиенических показателей. Особенно этот параметр важен для тех предметов одежды, которые соприкасаются с кожей, потому что способность ткани поглощать влагу с тела и испарять ее в окружающую среду является важным фактором поддержания нормального теплообмена и, в конечном счете, комфортного состояния организма.

Лучшей гигроскопичностью обладают ткани из таких волокон, как лен, хлопок, шелк, вискоза, ацетатное волокно. По этой причине именно их желательно использовать в детской одежде. Выбирая из разных вариантов отдайте предпочтение натуральным материалам.

К тому же, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, максимальный процент синтетических волокон, допустимый в составе ткани школьной формы составляет:

·         30% — для блузок и рубашек;

·         55% — для костюмов, пиджаков, брюк, юбок и сарафанов.

Синтетические волокна — это:

·         полиамидное волокно (полиамид, ПА, PA. капрон, нейлон, капрон, анид, энант, таслан, джордан, эластан, велсофт);

·         полиэфирное волокно (полиэфир, полиэстер, ПЭ, PE, полиэтилентерефталат, ПЭТ, PET, лавсан, терилен, дакрон, тетерон, тергаль, тесил, элана);

·         полиакрилонитрильное волокно (полиакрилонитрил, акрил, ПАН, PAN, нитрон, панакрил, орлон, акрилан, кашмилон, куртель, дралон, искусственная шерсть);

·         полиуретановое волокно (полиуретан, ПУ, PU, лайкра, спандекс, эластан, вайрин, эспа, неолан, спанцель, ворин);

·         поливинихлоридные (ПВХ, PVC), полиолефиновые, винилспиртовые и некоторые другие химические волокна.

Воздухопроницаемость — способность материала пропускать воздух. Важный показатель, поскольку есть так называемое кожное дыхание, и для нормального функционирования кожи необходим ее контакт с воздухом. Кроме того, от воздухопроницаемости одежды также зависит правильный теплообмен.

Коэффициент воздухопроницаемости материала показывает количество литров воздуха, проходящего через 1 м² ткани, трикотажа или нетканого материала за 1 секунду. Для каждого слоя детской одежды — своя норма воздухопроницаемости. Например, для подкладки школьного костюма нужна ткань с воздухопроницаемостью не менее не менее 100 дм³/м²с.

Напряженность электростатического поля — еще один показатель, определяющий комфортность использования одежды. Каждый знает, что когда одежда прилипает к телу и искрит из-за накопления заряда статического электричества, — это не слишком приятно.

Содержание свободного формальдегида. Выделяющие формальдегид соединения применяют при окрашивании и аппретировании тканей (их пропитке специальными составами для придания тканям более красивого вида, требуемой упругости, мягкости или жёсткости). Выделяющийся из ткани формальдегид может проникать через кожу, что оказывает негативное влияние на здоровье. Формальдегид относят к канцерогенам.

Для детской одежды требования относительно содержания формальдегида особенно жесткие.

Содержание свободного формальдегида не должно быть больше 75 мкг/г.

Самостоятельно оценить в магазине этот параметр, естественно, невозможно.

Индекс токсичности оценивает общую токсичность применяемых материалов.

Для синтетических волокон — это мономеры, из которых изготовлен полимер, различные растворители, пластификаторы, фенол, токсичные элементы и другие вещества

Важное значение имеют и другие характеристики тканей, такие, как устойчивость окраски к стирке, поту и трению, а также специфика покроя одежды. Все эти гигиенические показатели важны для обеспечения комфортного пребывания ребенка в одежде в течение всего дня и позволяют исключить риск в отношении здоровья ребенка.

На что еще обратить внимание при покупке?

(о качестве готовых изделий)

1111.jpg

Не многие шьют форму на заказ, большинство отдает предпочтение готовым изделиям отечественных или зарубежных производителей. Насколько хорошо ткань выдерживает стирку и не растягивается ли при носке, вы узнаете только после того, как совершите покупку и начнете использовать вещь.

Что можно оценить сразу в магазине?

•          Качество ткани и пошива. Посмотрите, как в целом выглядит вещь. Симметрично ли пришиты все дублирующие элементы. Не отвисают ли кармашки. Хорошо ли пристрочен пояс. Вещь должна оставлять впечатление качественно сделанной и хорошо сшитой. Имейте в виду, что ткани из синтетических волокон могут выглядеть более привлекательно, дольше носятся и иногда кажутся даже более приятными на ощупь, чем натуральные. Тем не менее, в одежде из них ребенок потом будет чувствовать себя неуютно. Если есть возможность без ущерба для изделия отделить от него нить, то ее можно поджечь и по характеру горения определить, из какого материала изготовлена одежда: синтетические волокна сгорают с характерным запахом и образованием на конце нити шарика, который затвердевает при застывании.

•          Качество швов. Недопустимы торчащие нитки, кривые строчки, отверстия в швах.

•          Пуговицы. Должна быть хорошо пришиты. В предназначенные для них прорези пуговицы должны входить легко, но при этом не болтаться. Петли должны быть с хорошей обметкой.

•          Молнии. Качественная молния легко открывается и закрывается. При попытках ее застегнуть не расходится снизу. Совмещение двух частей молнии должно быть простым, чтобы ребенок мог справиться сам.

•          Совпадение элементов рисунка. Если одежды выполнена из клетчатой ткани или материала с принтом, он должен ровно стыковаться на швах.

•          Наличие ярлычка. Ярлычок с информацией о производителе и требованиях по уходу за одеждой должен быть вшит в шов. Прикрепление бирки, допустим, на скрепку не допускается.

Выбирая школьную форму, будьте особенно внимательны. Это одежда, в которой ребенок проведет большую часть года, и очень важно, чтобы она была качественной и удобной.

Помните, что вы всегда можете потребовать сертификат на форму (правда продавец имеет право только сообщить вам его номер, и сам сертификат придется искать в соответствующем реестре в интернете).

Оценивайте внешний вид сами, иногда некачественную вещь можно определить невооруженным взглядом.

Информация подготовлена Консультационным центром

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»

по материалам, опубликованным в информационно – телекоммуникационной сети Интернет


Возврат к списку