Обязан ли покупатель оплачивать испорченный товар?

Обязан ли покупатель оплачивать испорченный товар?

исп. тов.jpg

Гражданин, приобретая в магазине товар, заключает договор розничной купли-продажи.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. (ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ – далее ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).

В соответствии со ст. 459 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Следовательно, риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Однако указанный факт не означает, что покупатель, находясь в магазине, может причинять вред имуществу юридического лица, в том числе нанести повреждения товарам.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В случае предъявления продавцом к покупателю требований о возмещении вреда, покупатель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам покупатель.

Обращаем Ваше внимание на то, что, исходя из положений пунктов 5.3, 5.5, 5.5.1 ГОСТа Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» следует, что услуги торговли должны отвечать следующим требованиям:

Во-первых, должны обеспечиваться условия для выбора потребителем товаров и услуг различных видов.

Во-вторых, комфортность и удобство покупателей при приобретении товаров, включая удобное размещение товаров (выкладку) в торговых залах, входов, выходов, секций, оборудования, мебели, наличие лифтов, эскалаторов и траволаторов и др.; доступность информации возможностям восприятия покупателями.

В-третьих, размещение товаров (выкладка товаров) должно обеспечивать товарный вид, доступность, удобство, наглядность, четкое разграничение товаров различных групп. Товары группируют по видам и назначению, по изготовителям, брендам, спросу, тематике.

В случае происхождения инцидента в магазине, если продавец предъявляет Вам претензию о возмещении ущерба, Вам необходимо доказать свою невиновность.

Следует потребовать составить акт о порче товара, в котором необходимо зафиксировать обстоятельства произошедшего, в том числе обстоятельства, являющиеся доказательствами, подтверждающими Вашу невиновность, например, такие как скользкий пол, узкие проходы между стеллажами.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п 7.2.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее:

1,4 - при торговой площади до 100 м;
1,6 - при торговой площади св. 100 до 150 м;

2 - при торговой площади св. 150 до 400 м;
2,5 - при торговой площади св. 400 м.

Информация подготовлена Консультационным центром

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»

по материалам, опубликованным в СПС «КонсультантПлюс».


Возврат к списку